Новости/Особенности образования и рынка благоустройства

Особенности образования и рынка благоустройства

Роман Геннадьевич Памшев01.07.202461 просмотровФормирование комфортной городской среды

С чего начинается разработка любого проекта? Правильно с подбора специалистов, которые будут над ним работать. В предыдущих статьях был описан рынок благоустройства, материалы, особенности аудит и экономический акцент локализации (уменьшение «зеленого следа») при реализации работ. Текущая тема, затронет особенности образования в ландшафтной отрасли, проблематику и наше видение перспектив. Это важно как для государственных организаций, в штате которых находятся данные специалисты, так и для предпринимателей, пришедших в наш рынок. Вначале мы попробуем разобраться из чего состоит отрасль, кто и для чего и почему получает образование. На примере моей карьеры и образования разберем текущую проблематику, так что эта статья, частично расширит мое резюме, живыми примерами, ну и в финале я предложу решение проблемных моментов, для реализации которых уже сформирован коллектив специалистов.  Естественно, этот материал синхронизуется с нацпроектами и задачами для развития России, в частности одна из основных целей это возрождение качественного средне-специального образования, на примере моего учебного заведения, что на данный момент ликвидировано.

Для чего идут учиться на «ландшафтного дизайнера»? Я, например из-за любви к растениям и живописи, которые у меня были сформированы в детстве, в тот момент мне сложно было увидеть в себе аналитический склад ума и что мое хобби, втянет меня в проект геймификации общественных пространств зон отдыха (статья об этом пишется параллельно).

Из чего состоит благоустройство.

Первое это озеленение садов. Тут максимально важна визуализация и персональные бренд, личные эмоции и связь между автором и заказчиком, аналогичная той, что присутствует в дизайне интерьере (поэтому так часто два дизайнера работают в команде или, что увы чаще, дизайнер интерьере занимается озеленением сада). Кстати, у нас в образовании нет базового курса по дизайну интерьера и архитектуре (за исключением истории искусств, когда стилистка дворцов была едином стиле благоустройством прилегающей территории. При этом при разработке сада, мы должны учитывать «видовые зоны» из дома.

Второе это озеленение интерьеров, флористика, украшение свадеб и торжеств. В основном работа с интерьером и эвент-агентствами. Да у меня много однокурсниц, включаю лучшую выпускницу на потоке (которая помимо себя хвостиком помогла получить дипломы как минимум троим сокурсницам) получали высшее образование ради работы с букетами цветов.

Третье и самое важное, это городское благоустройство, тут акцент идет на работу с различными группами населения, по возрасту, привычками, мировоззрению, ведь мы проектируем общественные пространства в условиях плотной застройки, тут необходимо учитывать климат, тень от домов, состав почвы, восприятия растений человеком. Взаимодействие благоустройства и населения, стали называть урбанистикой, на основе международного опыта. Отдельно появилось направление в области разработки малых архитектурных форум, на базе художественных ВУЗов и учебных заведений с акцентом на дизайн, это направление обрело название дизайн среды. Для меня с гуманитарным складом ума, хорошо понимающего особенности озеленение и психологии, самым сложным, были инженерные дисциплины на основе геодезии, касаемые геопластике и перемещение земельных масс, это направление стремятся выделить как инженерные работы. Сейчас для этих видов работ включая визуализацию существуют отдельные специалисты и компании, привлекаемые для каждого проекта самостоятельно.

Новое направление, которое на котором сфокусирован наш портал, это благоустройство с точки зрения экономической целесообразности. Это касается как обновление структуры рынка образования и синхронизация его  с кадровыми агентствами, включая проекту по развитию Малого и Среднего Предпринимательства (позже я планирую написать блок статей на эту тему), так классического экономического развития города и влияния благоустройства на привлекательность города для жизни, туристов и бизнеса.

При этом в последние пять-семь лет, на рынке стали пользоваться спросом менеджеры по работе с проектными бюро, фактически это узкопрофильные специалисты, продающие через своих коллег проектировщиков оборудование или материалы, того или иного производителя. Я несколько раз в своей карьере выступал в данной роли, вплоть до организации профильной конференции в Крыму. Но изначально это была городская мебель, именно в этот момент я осознал, что 85% рынка городского благоустройства и озеленения занимают проектные бюро с архитектурным образованием, без знаний ассортимента растений и основ садово-паркового и ландшафтного строительства. Про обслуживание и уход за реализованными проектами я молчу.

А теперь от настоящего, я хочу описать свое видение рационального развития образование в ландшафтной отрасли.

Давайте начнем со школьного образования. Главная проблема моей отрасли — это внутренний вакуум, отвергающий современные тенденции и новые институты развития. Как я писал ранее благоустройство делится на две части, это творчество с природой, и масштабом и чисто техническая инженерия.  Одна из важнейших проблем городского озеленения, это гибель растений и газонов, которую может предотвратить (и предотвращает) система автоматического полива, те чисто техническое решение. При этом самое главное в данной системе это программное обеспечение и оборудование, которое им управляет (да этот проект был у меня в разработке, оценкой рынка, формированием бюджета и т.д., возможно мы поднимем документы и начнем работу). Сейчас в России разработкой технических и технологических решений для государства занимаются начиная со школы, формирую «кружковое движение» технических специалистов, но растения в нем представлены в лучшем случае гидропоникой с выращиванием микрозелени и овощей с подсветкой в домашних условиях. В проекте для аудита благоустройства, о котором я писал ранее, тоже планируется использование искусственного интеллекта как для определения рисков падения деревьев, так другие моменты, реализуемые сейчас в ручном режиме при составлении паспортов благоустройства территории.  Проект умный город с интеграцией, это интеграция именно технических решений с инженерными изобретениями, которыми в России на данный момент занимается только мой бывший работодатель.

Главным преимуществом наличия у меня диплома профильного федерального ВУЗа, было вхождение в семью, многотысячной армии выпускников, но мои основные практические знания, я получил именно в колледже (хотя поступил в лицей, учился в техникуме, а закончил колледж). Там репутация главного и старейшего учебного заведения в области городского благоустройства в России, была приоритетной. Нам читали лекции как свои преподаватели, так и приглашенные из других федеральных ВУЗов. Фактически это была школа-пансион, где при всей жесткости дисциплины, наше обучение проходило в дружеской и творческой атмосфере, а важнейшие для меня лекции по садово-парковому и ландшафтному строительству, смешивались с легкими занятиями по флористике, с которой связали жизни часть моих сокурсниц. Нас учили с удовольствием и азартом, формируя личностей готовых к изменениям и развитию, мы занимались наукой и на практике изучали собственные оранжереи. Практика была в собственном учебном хозяйстве, а старшие курсы помогали младшим, и эта помощь продолжается, как и дружба, уже более двадцати лет. Но команду консервативных служителей науки, сменили и остались мы, их бывшие студенты, часть из которых работает в профессии, часть в образовании или флористике. Да у меня и нас есть мечта, возродить наше учебное заведение, пусть в новых стенах, но именно как часть государственного образования с интеграцией в современную стратегию развития городов.  Ведь именно знания, которые я получил и выучил за три года в колледже, мне, как и моим коллегам дали возможность к развитию и реализации в ландшафтной отрасли.

Высшее учебное заведение. Это вечернее отделение или сокращенная форма, фактически переквалификация уже готовых специалистов или повышение квалификации выпускников со средне-специальным образованием. Здесь выше внутренняя мотивация и знания становятся важнее оценок, это информация, которую студенты стремятся перепродать работодателю, т.к., достаточно часто это обучение является платным. Аналогично работают частные ВУЗы, тут живой пример моего города, где были два популярных учебных заведения (оба сейчас закрыты), в одном были бесплатные знания а во втором платные соответственно часть работодателей в городе в вакансиях, размещало информацию  об игнорировании дипломов с высшим образованием от бесплатного ВУЗа. Ну или на моей первой неофициальной работе брали преимущественно студентов учебного заведения, где учились основатели компании, знающие уровень подготовки в альма-матер. При этом брендовость учебного заведения, иногда и транслируется на его курсы переподготовки, качество которых на рынке ценится выше аналогичного высшего образования, где благоустройство добавлено как часть маркетинговой стратегии. Эти знания я получил на своем личном опыте, хотя мне искренне повезло с большинством преподавателей, практиков кто читал нам лекции и дружба с которыми продолжается 14 год после получения диплома.

Полноценное образование после школы, дневное отделение. Их большинство и многие пришли случайно (после колледжа наши «случайные» продолжили обучение в других видах деятельности). Тут проблематику я писал выше. Нас слишком много. Слишком много человек претендует на право установить скамейку, посадить дерево и оформить световой дизайн код города.  Являясь представителем «ботанической» группы, моя позиция, что вместо конкуренции брендов, учебные заведения могут объединиться, проводя открытые уроки и лекции с целью усилить знания своих студентов. Но мы сразу делим благоустройство для города и для частных садов. Во главе всегда стоит анализ и экономика. Точки симбиоза между специалистами из озеленения и архитектуры. Да наш рынок устал и против тех, для кого цветочки это легко. Узкая специализация важна, но, если процесс можно автоматизировать, он будет автоматизирован. Главная цель благоустройства, это экономика. Именно поэтому основным центром развития городского благоустройства и озеленения, может стать один из ведущих экономических ВУЗов при поддержке сообщества ботанических садов, бизнеса, которому нужны качественные специалисты и населения, для которого мы проектируем и реализуем общественные пространства.

 

Похожие материалы