Инвентаризация на протяжении многих лет остается основным способом проверки соответствия данных бухгалтерского учета фактическому состоянию нефинансовых активов и расчетов с контрагентами. C 2024 года старый порядок инвентаризации не действителен – рекомендации согласно Приказа Минфина № 49 от 13.06.1995 заменены на обязательные требования СГС «Учетная политика. Необходимо разобраться с обновленными правилами и адаптировать учетную политику учреждения.
Корректное проведение инвентаризации включает в себя широкий перечень отдельных процедур и операций, требующих понимания актуальных требований. Дополнительную сложность в инвентаризацию вносит применение электронных форм актов и описей. Порядок проведения годовой инвентаризации, с учетом всех перечисленных особенностей и документального оформления на практических примерах будет рассмотрен в рамках данного семинара.
Структура семинара:
Порядок проведения инвентаризации. Нормативное регулирование и учетная политика.
Обзор НПА, регулирующих проведение инвентаризации в 2025 году. СГС «Учетная политика» и его применение учреждением. Обязательная инвентаризация и списание НФА.
Внутренние документы учреждения, регулирующие проведение инвентаризации. Обзор возможностей учреждения и готовых решений (образцов) по проведению инвентаризации.
Новый порядок создания инвентаризационной комиссии. Полномочия комиссии.
Особенности проведения инвентаризации. Инвентаризация при централизованном учете. Определение базовых параметров инвентаризации. Электронный документооборот.
Инвентаризация нефинансовых активов. Списание активов. Учет расчетов по ущербу.
Порядок и алгоритм инвентаризации НФА. Признаки актива. Признаки обесценения.
Списание НФА по различным основаниям. Процедуры и документооборот.
Выявление недостач и начисление ущерба. Определение и возмещение ущерба.
Порядок выявления признаков обесценения активов. Особенности документального оформления обесценения. Отражение результатов в учете и отчетности.
Инвентаризация расчетов с контрагентами. Управление задолженностью.
Порядок сверки расчетов с контрагентами. Сверка расчетов с ФНС в 2025 г.
Управление задолженностью. Оценка качества задолженности. Выявление признаков сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Списание кредиторской задолженности.
Документальное оформление списания дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с требованиями электронного документооборота.
Оформление результатов инвентаризации с учетом требований ЭДО.
Новые формы документов для инвентаризации. Особенности первой инвентаризации с применением электронных форм. Организационные и иные сложности инвентаризации с ЭДО. Изменения с 2026 года: 6 новых инвентаризационных описей и новый акт сверки расчетов.
Порядок применения электронных Актов: Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463) и Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836).
Применение электронных описей в централизованной бухгалтерии.
Особенности завершения инвентаризационных процедур после 1 января 2026 года. События после отчетной даты. Формирование резервов на 31.12.2025 г. Оценка качества процедур и результатов инвентаризации. Подтверждение достоверности отчетности. Семинар будет полезен главным бухгалтерам и бухгалтерам всех типов учреждений (бюджетных, автономных, казенных), органов власти.