ФНС России направила обзор судебной практики по спорам в сфере налогообложения имущества, дошедшим до Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, за январь - август 2026 года. Обзор доведён письмом от 03.09.2026 № БС-36-21/7738@.
Кадастровая стоимость и налоговая база
Налоговая база по земельному налогу и налогу на имущество физлиц определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Если она меняется в результате установления рыночной стоимости такого объекта, то после внесения в ЕГРН изменения учитываются для целей налогообложения (п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ).
Конституционный Суд определил, что налогоплательщик может подать заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе в отношении архивной кадастровой стоимости, которая содержалась в ЕГРН и использовалась для определения налоговой базы на 1 января налогового периода. До внесения изменений в законодательство об оценочной деятельности установить кадастровую стоимость в размере рыночной можно путём подачи заявления в бюджетное учреждение субъекта РФ, в том числе в течение года после получения физлицом налогового уведомления.
Объекты долевого строительства
Верховный Суд РФ разъяснил особенности налогообложения объектов долевого строительства с проектируемым назначением «многоквартирный дом». Для объекта незавершённого строительства налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. По общему правилу, после ввода в эксплуатацию право собственности на созданные объекты недвижимости (в том числе жилые помещения в многоквартирном доме) подлежит регистрации в ЕГРН.
С момента ввода в эксплуатацию объект незавершённого строительства перестаёт быть таковым, одновременно возникает объект налогообложения - многоквартирный дом или жилые помещения в нём. Это не зависит от актуализации в ЕГРН сведений об объекте незавершённого строительства. Физические лица - участники долевого строительства признаются собственниками переданных им квартир и плательщиками налога на имущество только с момента государственной регистрации права собственности на них.
Изменения в законодательстве
Ранее могла складываться ситуация, при которой в ЕГРН одновременно содержатся сведения об одном объекте и как об объекте незавершённого строительства, и как о достроенном многоквартирном доме. Это происходило, если застройщик вовремя не представил в орган регистрации прав заявление о прекращении права на объект незавершённого строительства. Для исключения споров законодатель внёс изменения: право застройщика на такое обращение заменено на его обязанность. Актуальные сведения ЕГРН о статусе объекта незавершённого строительства автоматически поступают в налоговые органы.
