В сложных условиях 2025 года особую важность имеет выполнение обновленных требований к эффективности бюджетной деятельности и контрольным механизмам. Организации госсектора обязаны исполнять дополнительные меры по обеспечению прозрачности и эффективности расходов (в первую очередь средств субсидии на выполнение государственного задания). Обоснование объема финансирования, корректное оформление целей государственного (муниципального) задания и контроль эффективности расходов при исполнении государственного задания – новые существенные аспекты бюджетной деятельности организаций госсектора.
Семинар предлагает структурированную информацию и пояснения по актуальному порядку, правилам финансирования и осуществления бюджетной деятельности организаций госсектора. Изменения законодательства и прикладные требования поясняются на практических примерах. Основное внимание семинара уделяется прикладным вопросам бюджетной деятельности организаций госсектора.
Семинар разделен на тематические разделы:
- Реформы и изменения регулирования бюджетной деятельности организаций госсектора – обзор нормативо-правовых требований к осуществлению бюджетной деятельности и предоставлению государственных (муниципальных) услуг в 2025 году. Планирование на 2026-2028 г.
- Бюджетная деятельность организаций госсектора – рассмотрение общего порядка финансирования бюджетной деятельности и особенности различных видов финансирования, прикладные вопросы недофинансирования и смешанной (бюджетной и внебюджетной) деятельности, управление остатками средств бюджетного финансирования, а также иные особенности и прикладные вопросы бюджетной деятельности.
- Государственное (муниципальное) задание. Государственные (муниципальные) услуги – регламентированный порядок расчета финансирования и предоставления услуг, прикладных вопросы формирования и исполнения государственного (муниципального) задания. Правила и практика формирования нормативных затрат и себестоимости услуг по государственному (муниципальному) заданию.
- Учет и документооборот для операций по предоставлению и использованию субсидии: существенные требования инструкций и СГС. Процедуры инвентаризации и сверки взаиморасчетов для подготовки к формированию ПФХД (процедура подтверждения мощности учреждения для выполнения государственного задания). Бухгалтерская и бюджетная информация в отчетности. Критерии достоверности информации и их значение. Формирование бюджетной отчетности от отчета об исполнении ПФХД (ф. 0503737) до отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117).
Семинар предлагает возможность оперативно ознакомиться с актуальными требованиями к бюджетной деятельности организаций госсектора, порядкам расчета финансирования и предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также прикладными вопросами требований внешних проверяющих к деятельности учредителей и подведомственных организаций.
Семинар предназначен для руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора
- Реформы и изменения регулирования бюджетной деятельности организаций госсектора.
- Нормативно-правовое регулирование финансирования и предоставления государственных (муниципальных) услуг в 2025 году.
- Правовые основания предоставления государственных (муниципальных) услуг в 2025 году и на плановый период 2026-2028.
- Требования Бюджетного Кодекса и внешних проверяющих при формировании государственного (муниципального) задания.
- Порядок формирования государственного задания для федеральных учреждений на 2025 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 16.05.2023). Требования к государственному(муниципальному) заданию.
- Порядок применения региональных и муниципальных требований при формировании государственного (муниципального) задания для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Региональные особенности исполнения государственного (муниципального) задания.
- Особенности государственного (муниципального) задания в плановый период 2026–2028:
- Расчет учредителем нормативов затрат по видам услуг. Обоснование уточненных нормативов в увязке с финансово-экономическим обоснованием исполнителя услуги (плановой себестоимостью). Порядок формирования финансово-экономического обоснования учреждением.
- Особенности расчета нормативных затрат в увязке со стандартами оказания услуг. Формирование плановой себестоимости с нормированием.
- Прикладные вопросы калькуляции учреждением финансово-экономического обоснования плановой себестоимости.
- Требования Минфин и органов внешнего/внутреннего государственного финансового контроля к расчету финансирования по государственной (муниципальной) услуге и исполнению государственного (муниципального) задания. Обновленные методические рекомендации по аудиту эффективности расходования бюджетных средств в 2025 году.
- Затраты на оплату труда работников. Повышенные требования к качеству планирования при формировании фондов оплаты труда и стимулирующих выплат. Влияние «эффективного контракта» на структуру заработной платы и выплат сотрудникам. Ограничение на использовании при планировании и исполнении ПФХД средств экономии по вакансиям.
- Затраты на приобретение нефинансовых активов. Порядок приобретения материальных ценностей и движимого имущества за счет КФО 4.
- Затраты на ремонт и обслуживание имущества учреждения. Обязательный характер использования коэффициента платной деятельности в случае ведения смешанной (бюджетной и внебюджетной) деятельности. Сложные вопросы софинансирования расходов из КФО 2 и КФО 4.
- Затраты на прочие работы и услуги, включаемые в расходы, планируемые к осуществлению за счет государственного задания.
- Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Система финансового контроля и аудита в бюджетной сфере:
- Переориентация государственного (муниципального) финансового контроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля. Оценка эффективности контроля, качества финансового менеджмента. Контроль качества управления и эффективности расходования бюджетных средств. Оптимизация расходов бюджетов посредством повышения качества планирования и исполнения госзадания. Новые виды нарушений при исполнении государственного задания. Необоснованное расходование средств.
- Развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля – определение перечня бюджетных рисков в увязке с полномочиями проверяющих, оптимизация контрольных мероприятий за счет внедрения риск-ориентированного подхода. Особенности формирования критериев существенности и оценки бюджетных рисков при расчете и исполнении государственного (муниципального) задания.
- Централизация и цифровизация в бюджетной сфере. Новые инструменты управления финансами и контроля бюджетной деятельности. ГИИС «Электронный бюджет» и сложные вопросы управления финансами и осуществления операций доведения/принятия финансирования.
- Виды и способы осуществления контрольных мероприятий внешними и внутренними проверяющими. Типовые нарушения и бюджетные риски, выявленные проверяющими. Приоритеты контроля и оптимизации расходов для государственного (муниципального) задания.
- Бюджетная деятельность организаций госсектора.
- Бюджетная деятельность организаций порядок осуществления, учета и отчетности:
- Принципы финансирования деятельности организаций. Особенности различных источников финансирования.
- Особенности использования различных источников финансирования. Ограничения на использование средств экономии при исполнении расходов из различных целевых источников (субсидий, грантов в форме субсидий и иных).
- Понятие и расчет мощности учреждения (способности осуществлять бюджетную деятельность). Порядок взаимодействия экономиста и бухгалтерской службы для подтверждения мощности учреждения. Эффективное управление имуществом как новое требование к ФХД.
- Порядок предоставления субсидий федеральными учреждениями с учетом Общих требований, утвержденных постановлением Правительства от 22.02.2020 № 203. Порядок предоставления субсидий на региональном и местном уровне.
- Рекомендации по ведению раздельного учета в целях отслеживания целевого и эффективного расходования средств госзадания. Особенности формирования себестоимости услуг на счетах 4 10900 000 и закрытия счетов в конце года при формировании отчетности.
- Целевые субсидии организаций: порядок отражения операций на счетах бюджетного учета доходов и расходов от целевой субсидии
- Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и предоставления. Обоснование потребности в капитальной субсидии.
- Порядок финансового обеспечения медицинских организаций; учет средств ОМС: порядок начисления доходов и расходов в бюджетном учете.
- Гранты в виде субсидий – особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения в учете.
- Порядок выделения и использования субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
- Порядок формирования соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Типовые формы соглашений о субсидии.
- Особенности отражения субсидии в Плане ФХД учреждения, в учете и отчетности учреждения; график перечисления субсидии
- Правила изменения величины субсидии, подлежащей перечислению учреждению в течение года: увеличение и уменьшение субсидии и отражение таких корректировок в Плане ФХД, учете и отчетности
- Использование субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; порядок заимствования средств из приносящей доход деятельности для погашения задолженности в рамках бюджетной деятельности
- Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания; порядок отражения показателей в случае выполнения и невыполнения задания
- Правила использования остатков субсидии в случае выполнения или не выполнения задания.
- Ответственность за выполнение государственного (муниципального) задания и за целевое использование средств и субсидий
- Применение положений о нецелевом использовании средств (ст. 15.14 КоАП РФ) при выполнении задания
- Штрафные санкции за невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)
- Нарушение условий использования субсидий и особенности привлечения руководителя учреждения и учредителя по ст. 15.15.5 КоАП РФ
- Государственное задание. Государственные (муниципальные) услуги.
- Порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирования государственного задания.
- Параметры государственного задания. Единицы измерения. Допустимые отклонения. Показатели качества услуги. Перечни государственных (муниципальных) услуг. Качество финансового менеджмента учредителя в увязке с качеством составления задания.
- Пояснение требований Бюджетного кодекса РФ по результативности услуг в рамках ГЗ. Увязка результативности и нормативных затрат.
- Прикладные вопросы финансирования государственных (муниципальных) услуг. Коэффициент приведения. Возможности ГРБС уточнять объем субсидии отдельному учреждению.
- Порядок определения нормативных затрат при формировании государственных (муниципальных) услуг
- Обновленный порядок формирования госзадания для федеральных учреждений с 2025 года (разъяснение требований ПП от 16.05.2023 № 764).
- Методы калькулирования затрат на оказание услуг в экономике: позаказный, попроцессный, попередельный; особенности применения нормативного метода калькулирования затрат. Особенности нормирования при калькулировании.
- Применение положений Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 при формировании нормативных затрат федеральными учреждениями. Требования к отдельным компонентам нормативных затрат – действующие и утратившие силу.
- Обзор методических рекомендаций Минфина России при формировании нормативных затрат для организаций субъектов РФ и муниципальных организаций- Письмо Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180. Рекомендации по определению нормативных затрат.
- Компоненты нормативных затрат и порядок их расчета федеральными, региональными и муниципальными учреждениями.
- Прямые затраты на оказание услуг: состав, особенности включения отдельных компонентов, порядок калькуляции. Примеры расчета.
- Общехозяйственные затраты учреждения: состав и порядок распределения между разными видами услуг. Примеры расчета
- Формирование резерва на полное восстановление объектов ОЦДИ и порядок его включение в нормативные затраты
- Коэффициент выравнивания, отраслевой и территориальный коэффициенты при определении нормативных затрат федеральными учреждениями
- Порядок распределения общих расходов между бюджетной и внебюджетной деятельностью; применение коэффициента платной деятельности
- Порядок отражения себестоимости государственных (муниципальных) услуг в учете: применение счетов 10960, 10970, 10980
- Нормативные затраты на работы: особенности определения, отличия от нормативных затрат на услуги
- Порядок включения нормативных затрат на содержание особо ценного имущества и уплату налогов
- Прикладные вопросы расчета нормативных затрат. Рассмотрение примеров формирования нормативных затрат.
- Учет и документооборот для операций по предоставлению и использованию субсидии: существенные требования инструкций и СГС.
- Бухгалтерская и бюджетная информация в отчетности. Критерии достоверности информации и их значение для учета хозяйственных ситуаций.
- Процедуры инвентаризации и сверки взаиморасчетов для подготовки к формированию ПФХД. Решение прикладных вопросов: отражение в учете и ПФХД событий; позднее поступление документов; формирование резервов; переходящие обязательства и т.д.
- Отражение в учете поступления субсидий. Возврат субсидий в случае неисполнения задания и в иных случаях.
- Формирование бюджетной отчетности от отчета об исполнении ПФХД (ф. 0503737) до отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) . Составление консолидированных Отчетов (ф. 0503127) и Справок (ф. 0503184) ГРБС.
- Бюджетная классификация на 2025 год. КВР и коды подвидов дохода с уточнениями и пояснениями Минфин.
- Обновленная классификация КОСГУ на 2025 год.
- Новые коды КОСГУ и уточнение порядка применения существующих кодов.
- Обновление классификации КОСГУ на 2025 год.