Новости/Контрольная деятельность ГРБС (учредителя). Финансовый аудит и контроль подведомственных учреждений.

Контрольная деятельность ГРБС (учредителя). Финансовый аудит и контроль подведомственных учреждений.

Всеволод Владимирович Чикунов05.10.202568 просмотровКонтрольная деятельность и взаимодействие с проверяющими

Семинар подробно поясняет методические, организационные и практические вопросы осуществления ГРБС контрольной деятельности, а также поясняет прикладные вопросы ведомственного контроля учредителя.

Управление рисками (контрольная деятельность) в госсекторе имеет сложную структуру и производится на различных уровнях:

(учреждение<ГРБС<-учредитель<-органы госфинконтроля). Стандарты ВФА и госфинконтроля определяют специфику контрольных мероприятий для каждого уровня контроля (перечни рисков, порядок выявления и устранения нарушений и прочее).

Механизмы контроля на уровне ГРБС (учредителя) прошли обновление и стандартизацию, в связи с чем исполнение контрольной функции (внутреннего финансового контроля и аудита) в 2025 году сопряжено с методическими, организационными и прикладными сложностями.

 

Семинар подробно поясняет методические, организационные и практические вопросы осуществления ГРБС контрольной деятельности, а также поясняет прикладные вопросы ведомственного контроля учредителя. В семинаре основное внимание уделяется контролю в форме внутреннего финансового аудита. Внутренний финансовый аудит обязаны проводить получатели бюджетных средств и органы власти, которые ведут планирование и исполнение бюджета, бюджетный учет и составляют бюджетную отчетность. Особенно сложные прикладные ситуации возникают при распределении контрольных функций между ГРБС и централизованной бухгалтерией, что связано со спецификой организации учета при централизации. Взаимодействие ЦРБ с обслуживаемыми учреждениями и качество внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности в учреждениях напрямую влияет на риски и контрольные процедуры ВФА учредителя.

Семинар предлагает структурированное изложение и пояснение актуальных требований к осуществлению ВФА организациями государственного сектора и соответствующие процедуры внутреннего финансового контроля(аудита). Федеральные стандарты контроля и аудита, требования к расходованию бюджетных средств (целевое, эффективное и иное), бюджетному учету и иные обязательные требования по осуществлению деятельности рассматриваются и поясняются на семинаре. Предлагаются готовые образцы и модели для осуществления ВФА.

Семинар структурирован по следующим разделам:


    • Бюджетные полномочия и регламент осуществления внутреннего финансового аудита ГРБС и ведомственного контроля учредителем.
    • Внутренний финансовый аудит ГРБС.
    • Ведомственный контроль.

В раздаточные материалы семинара включены рекомендуемые карты рисков внутреннего финансового аудита, программы аудиторских мероприятий и иные образцы, методические материалы.

Семинар предназначен для руководителей, главных бухгалтеров, а также специалистов, уполномоченных осуществлять КМ ВФА или ведомственного контроля. Семинар актуален для бюджетных и казенных учреждений, финансовых органов и органов власти.

 


    • Бюджетные полномочия и регламент осуществления внутреннего финансового аудита ГРБС и ведомственного контроля учредителем.

    • Система контроля бюджетных рисков в госсекторе. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
    • Распределение полномочий и обязанностей по контрольной деятельности между различными субъектами контроля. Запрет на объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА. Отличие ведомственного контроля и внутреннего финансового аудита. Специфика ведомственного контроля. Внутренний аудит в рамках ведомственного контроля.
    • Разграничение предметов контроля между разными уровнями подведомственности (учреждение<-ГРБС<-учредитель). Внутренний контроль событий хоздеятельность как обязанность учреждения. Внутренний финансовый аудит как обязанность ГРБС. Ведомственный контроль как обязанность учредителя. Распределение зон ответственности, отличия в методах осуществления контроля различными субъектами.
    • Цифровизация госсектора и контрольная деятельность ГРБС. ГИИС «Электронный бюджет» как инструмент управления рисками.

 

    • Реформа контрольной деятельности и изменения НПА по контролю.
    • Развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля. Принципы управления рисками. Сокращение количества проверок за счет риск-ориентированного подхода к их планированию. Порядок оценки бюджетных рисков и показатели эффективности контроля.
    • Переориентация контрольной деятельности на предшествующий (упреждающий) контроль. Методы контрольной деятельности для упреждающего контроля. Профилактика бюджетных рисков. Информирование и консультирование подведомственных учреждений.
    • Централизация функций (учета, планирования и контроля) в госсекторе. Передача полномочий ВФА.
    • Стандартизация контроля. Переход к единому регламенту исполнения функции ВФА, внедрение единых стандартов и требований.
    • Изменения НПА по контролю. Изменения стандартов ВФА, методик оценки эффективности и иные изменения. Новые НПА по совершенствованию контрольной деятельности (в т.ч. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2023 N 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года»). Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля. Профилактика нарушений и предварительный контроль. СМАРТ-контроль.

 

    • Контрольная деятельность ГРБС.
    • Бюджетные полномочия ГРБС по контрольной деятельности. Направления контрольной деятельности: оценка исполнения полномочий ГРБС, оценка качества финансового менеджмента, подтверждение достоверности отчетности. Дополнительные предметы ВФА по желанию ГРБС.
    • Формирование и актуализация реестра бюджетных рисков ГРБС. Общедоступные реестры (классификаторы) бюджетных рисков от Федерального Казначейства и Счетной палаты РФ. Методика оценки бюджетных рисков и анализ способов их минимизации.
    • Мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации и устранению бюджетных рисков, по устранению недостатков и нарушений,по организации внутреннего финансового контроля. Прочие способы минимизации бюджетных рисков.

 

    • Контрольная деятельность учредителя.
    • Бюджетные полномочия учредителя по контролю ФХД подведомственных учреждений. Ведомственный контроль, осуществляемый государственными(муниципальными) органами исполнительной власти в сфере закупок. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
    • Нормативно-правовое регулирование ведомственного контроля. Порядок установления регламента ведомственного контроля на региональном (местном)уровне с учетом требований федерального законодательства. ПП РФ от 10.02.2014 N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд". Примеры региональных Положений об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства (в соответствии со ст. 353.1 Трудового кодекса РФ).

    • Внутренний финансовый аудит ГРБС.

    • Регламент организации и локальные документы внутреннего финансового аудита.
    • Полномочия органа внутреннего финансового аудита и функции ВФА. Способы организации ВФА. Возможности передачи полномочий ВФА.
    • Порядок формирования, содержание и примеры формирования регламента ВФА. Особенности при закреплении в локальных документах параметров ВФА (субъекта, объекта, предмета и метода ВФА). Виды контрольных мероприятий и их оформление.

 

    • Методика осуществления внутреннего финансового аудита.
    • Целеполагание и применение риск-ориентированного подхода при организация внутреннего финансового контроля (аудита) в учреждении.
    • Порядок оформления перечня рисков, плана контрольных мероприятий и иных документов по внутреннему финансовому контролю (аудиту).
    • Способы и особенности осуществления внутреннего финансового аудита для различных видов риска.
    • Мониторинг ключевых показателей ФХД подведомственных учреждений как инструмент упреждающего контроля.

 

    • Практика осуществления ВФА:
    • Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания. Формальные и содержательные критерии для ВФА. Критерии обоснованности и эффективности расходования средств. Содержание и практические особенности контрольных мероприятий по оценке исполнения полномочий ГРБС. Понятия и критерии целевого, эффективного и результативного расходования средств. Актуальные методики формирования критериев для проведения КМ.
    • Контроль качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Анализ доступных методов и способов ВФА для оценки достоверности отчетности и качества учета. Типовые нарушения в учете подведомственных учреждений.
    • Целеполагание и основные риски для контрольной деятельности в сфере закупок. Результативность при расходовании бюджетных средств. Особенности процедур закупочной деятельности в 2025 г. Электронное актирование и бухгалтерский учет поступления НФА.
    • Внутренний финансовый аудит осуществления выплат сотрудникам подведомственных учреждений. Целевое и эффективное расходование средств ФОТ. Практика работы с замечаниями внешних проверяющих по системе оплаты труда. Управление экономией по ФОТ.

 

    • Оформление результатов ВФА и результативность ВФА.
    • Порядок, способы оформления результатов внутреннего финансового аудита в соответствии со стандартами.
    • Критерии достижения запланированного результата и оценка снижения рисков при осуществлении ВФА.
    • Порядок действий при выявлении нарушений у объекта проверки по результатам ВФА. Административная и материальная ответственность за нарушения бюджетного, трудового законодательства. Уголовная ответственность за экономические и коррупционные преступления.
    • Типовые нарушения в исполнении государственного задания. Нецелевое, неэффективное или нерезультативное использование средств.
    • Типовые нарушения качества бухгалтерского учета. Искажение информации по НФА. Искажение информации по обязательствам. ЭДО.
    • Типовые нарушения в закупочной деятельности. Нарушение процедур закупки. Формальная приемка. Искажение информации.
    • Типовые нарушения в выплатах сотрудникам. Необоснованные стимулирующие выплаты. Завышенная потребность в штате.
    • Сложные вопросы определения экономического состава нарушения (ущерба) и порядок оформления надежной оценки ущерба.
    • Критерии оценки качества планирования, финансовой дисциплины и иных параметров деятельности подведомственных учреждений.

 

    • Ведомственный контроль.

    • Ведомственный контроль в сфере закупок по направлениям:
    • соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
    • соблюдения требований о нормировании в сфере закупок (при наличии соответствующих норм).
    • правильность определения и обоснования НМЦК.
    • соответствия информации плановых документов и документов исполнения для целевых средств.
    • соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок.
    • иные направления КМ, возможные к включению в ведомственный контроль в сфере закупок.

 

    • Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства по направлениям:
    • организация и ведение кадрового делопроизводства, охрана труда.
    • выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    • предупреждение нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций.
    • принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций.
    • контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.

 

    • Отраслевая специфика ведомственного контроля. Разграничение полномочий государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Ведомственный контроль за деятельностью государственных (муниципальных) образовательных организаций. Иные особые предметы ведомственного контроля.

 

    • Специфика ведомственного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) образовательных организаций.
    • Контроль выполнения государственных (муниципальных) заданий подведомственными организациями, качество выполнения задания. Методы контроля выполнения государственного(муниципального) задания. Критерии качества выполнения задания. Бюджетные риски выполнения ГЗ.
    • Контроль эффективности использования финансовых средств, выделяемых на содержание подведомственной организации. Критерии эффективности расходования финансовых средств. Сложности определения состава нарушения для случаев неэффективного расходования.
    • Контроль соблюдения условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях. Критерии обеспеченности штатом, материального обеспечения, специального и технического оснащения.
    • Контроль организации питания обучающихся, воспитанников.
    • Контроль обеспечения прав детей на отдых и оздоровление в подведомственных организациях.
    • Контроль соблюдения условий для организации воспитательно-образовательной деятельности.
    • Контроль организация приносящей доход деятельности подведомственных организаций.
    • Контроль соблюдения условий по охране здоровья обучающихся, воспитанников.
    • Контроль работы с жалобами и обращениями граждан.

 

Похожие материалы