Управление рисками (контрольная деятельность) в госсекторе имеет сложную структуру и производится на различных уровнях:
(учреждение<ГРБС<-учредитель<-органы госфинконтроля). Стандарты ВФА и госфинконтроля определяют специфику контрольных мероприятий для каждого уровня контроля (перечни рисков, порядок выявления и устранения нарушений и прочее).
Механизмы контроля на уровне ГРБС (учредителя) прошли обновление и стандартизацию, в связи с чем исполнение контрольной функции (внутреннего финансового контроля и аудита) в 2025 году сопряжено с методическими, организационными и прикладными сложностями.
Семинар подробно поясняет методические, организационные и практические вопросы осуществления ГРБС контрольной деятельности, а также поясняет прикладные вопросы ведомственного контроля учредителя. В семинаре основное внимание уделяется контролю в форме внутреннего финансового аудита. Внутренний финансовый аудит обязаны проводить получатели бюджетных средств и органы власти, которые ведут планирование и исполнение бюджета, бюджетный учет и составляют бюджетную отчетность. Особенно сложные прикладные ситуации возникают при распределении контрольных функций между ГРБС и централизованной бухгалтерией, что связано со спецификой организации учета при централизации. Взаимодействие ЦРБ с обслуживаемыми учреждениями и качество внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности в учреждениях напрямую влияет на риски и контрольные процедуры ВФА учредителя.
Семинар предлагает структурированное изложение и пояснение актуальных требований к осуществлению ВФА организациями государственного сектора и соответствующие процедуры внутреннего финансового контроля(аудита). Федеральные стандарты контроля и аудита, требования к расходованию бюджетных средств (целевое, эффективное и иное), бюджетному учету и иные обязательные требования по осуществлению деятельности рассматриваются и поясняются на семинаре. Предлагаются готовые образцы и модели для осуществления ВФА.
Семинар структурирован по следующим разделам:
- Бюджетные полномочия и регламент осуществления внутреннего финансового аудита ГРБС и ведомственного контроля учредителем.
- Внутренний финансовый аудит ГРБС.
- Ведомственный контроль.
В раздаточные материалы семинара включены рекомендуемые карты рисков внутреннего финансового аудита, программы аудиторских мероприятий и иные образцы, методические материалы.
Семинар предназначен для руководителей, главных бухгалтеров, а также специалистов, уполномоченных осуществлять КМ ВФА или ведомственного контроля. Семинар актуален для бюджетных и казенных учреждений, финансовых органов и органов власти.
- Бюджетные полномочия и регламент осуществления внутреннего финансового аудита ГРБС и ведомственного контроля учредителем.
- Система контроля бюджетных рисков в госсекторе. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
- Распределение полномочий и обязанностей по контрольной деятельности между различными субъектами контроля. Запрет на объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА. Отличие ведомственного контроля и внутреннего финансового аудита. Специфика ведомственного контроля. Внутренний аудит в рамках ведомственного контроля.
- Разграничение предметов контроля между разными уровнями подведомственности (учреждение<-ГРБС<-учредитель). Внутренний контроль событий хоздеятельность как обязанность учреждения. Внутренний финансовый аудит как обязанность ГРБС. Ведомственный контроль как обязанность учредителя. Распределение зон ответственности, отличия в методах осуществления контроля различными субъектами.
- Цифровизация госсектора и контрольная деятельность ГРБС. ГИИС «Электронный бюджет» как инструмент управления рисками.
- Реформа контрольной деятельности и изменения НПА по контролю.
- Развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля. Принципы управления рисками. Сокращение количества проверок за счет риск-ориентированного подхода к их планированию. Порядок оценки бюджетных рисков и показатели эффективности контроля.
- Переориентация контрольной деятельности на предшествующий (упреждающий) контроль. Методы контрольной деятельности для упреждающего контроля. Профилактика бюджетных рисков. Информирование и консультирование подведомственных учреждений.
- Централизация функций (учета, планирования и контроля) в госсекторе. Передача полномочий ВФА.
- Стандартизация контроля. Переход к единому регламенту исполнения функции ВФА, внедрение единых стандартов и требований.
- Изменения НПА по контролю. Изменения стандартов ВФА, методик оценки эффективности и иные изменения. Новые НПА по совершенствованию контрольной деятельности (в т.ч. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2023 N 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года»). Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля. Профилактика нарушений и предварительный контроль. СМАРТ-контроль.
- Контрольная деятельность ГРБС.
- Бюджетные полномочия ГРБС по контрольной деятельности. Направления контрольной деятельности: оценка исполнения полномочий ГРБС, оценка качества финансового менеджмента, подтверждение достоверности отчетности. Дополнительные предметы ВФА по желанию ГРБС.
- Формирование и актуализация реестра бюджетных рисков ГРБС. Общедоступные реестры (классификаторы) бюджетных рисков от Федерального Казначейства и Счетной палаты РФ. Методика оценки бюджетных рисков и анализ способов их минимизации.
- Мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации и устранению бюджетных рисков, по устранению недостатков и нарушений,по организации внутреннего финансового контроля. Прочие способы минимизации бюджетных рисков.
- Контрольная деятельность учредителя.
- Бюджетные полномочия учредителя по контролю ФХД подведомственных учреждений. Ведомственный контроль, осуществляемый государственными(муниципальными) органами исполнительной власти в сфере закупок. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
- Нормативно-правовое регулирование ведомственного контроля. Порядок установления регламента ведомственного контроля на региональном (местном)уровне с учетом требований федерального законодательства. ПП РФ от 10.02.2014 N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд". Примеры региональных Положений об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства (в соответствии со ст. 353.1 Трудового кодекса РФ).
- Внутренний финансовый аудит ГРБС.
- Регламент организации и локальные документы внутреннего финансового аудита.
- Полномочия органа внутреннего финансового аудита и функции ВФА. Способы организации ВФА. Возможности передачи полномочий ВФА.
- Порядок формирования, содержание и примеры формирования регламента ВФА. Особенности при закреплении в локальных документах параметров ВФА (субъекта, объекта, предмета и метода ВФА). Виды контрольных мероприятий и их оформление.
- Методика осуществления внутреннего финансового аудита.
- Целеполагание и применение риск-ориентированного подхода при организация внутреннего финансового контроля (аудита) в учреждении.
- Порядок оформления перечня рисков, плана контрольных мероприятий и иных документов по внутреннему финансовому контролю (аудиту).
- Способы и особенности осуществления внутреннего финансового аудита для различных видов риска.
- Мониторинг ключевых показателей ФХД подведомственных учреждений как инструмент упреждающего контроля.
- Практика осуществления ВФА:
- Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания. Формальные и содержательные критерии для ВФА. Критерии обоснованности и эффективности расходования средств. Содержание и практические особенности контрольных мероприятий по оценке исполнения полномочий ГРБС. Понятия и критерии целевого, эффективного и результативного расходования средств. Актуальные методики формирования критериев для проведения КМ.
- Контроль качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Анализ доступных методов и способов ВФА для оценки достоверности отчетности и качества учета. Типовые нарушения в учете подведомственных учреждений.
- Целеполагание и основные риски для контрольной деятельности в сфере закупок. Результативность при расходовании бюджетных средств. Особенности процедур закупочной деятельности в 2025 г. Электронное актирование и бухгалтерский учет поступления НФА.
- Внутренний финансовый аудит осуществления выплат сотрудникам подведомственных учреждений. Целевое и эффективное расходование средств ФОТ. Практика работы с замечаниями внешних проверяющих по системе оплаты труда. Управление экономией по ФОТ.
- Оформление результатов ВФА и результативность ВФА.
- Порядок, способы оформления результатов внутреннего финансового аудита в соответствии со стандартами.
- Критерии достижения запланированного результата и оценка снижения рисков при осуществлении ВФА.
- Порядок действий при выявлении нарушений у объекта проверки по результатам ВФА. Административная и материальная ответственность за нарушения бюджетного, трудового законодательства. Уголовная ответственность за экономические и коррупционные преступления.
- Типовые нарушения в исполнении государственного задания. Нецелевое, неэффективное или нерезультативное использование средств.
- Типовые нарушения качества бухгалтерского учета. Искажение информации по НФА. Искажение информации по обязательствам. ЭДО.
- Типовые нарушения в закупочной деятельности. Нарушение процедур закупки. Формальная приемка. Искажение информации.
- Типовые нарушения в выплатах сотрудникам. Необоснованные стимулирующие выплаты. Завышенная потребность в штате.
- Сложные вопросы определения экономического состава нарушения (ущерба) и порядок оформления надежной оценки ущерба.
- Критерии оценки качества планирования, финансовой дисциплины и иных параметров деятельности подведомственных учреждений.
- Ведомственный контроль.
- Ведомственный контроль в сфере закупок по направлениям:
- соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
- соблюдения требований о нормировании в сфере закупок (при наличии соответствующих норм).
- правильность определения и обоснования НМЦК.
- соответствия информации плановых документов и документов исполнения для целевых средств.
- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок.
- иные направления КМ, возможные к включению в ведомственный контроль в сфере закупок.
- Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства по направлениям:
- организация и ведение кадрового делопроизводства, охрана труда.
- выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- предупреждение нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций.
- принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций.
- контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.
- Отраслевая специфика ведомственного контроля. Разграничение полномочий государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Ведомственный контроль за деятельностью государственных (муниципальных) образовательных организаций. Иные особые предметы ведомственного контроля.
- Специфика ведомственного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) образовательных организаций.
- Контроль выполнения государственных (муниципальных) заданий подведомственными организациями, качество выполнения задания. Методы контроля выполнения государственного(муниципального) задания. Критерии качества выполнения задания. Бюджетные риски выполнения ГЗ.
- Контроль эффективности использования финансовых средств, выделяемых на содержание подведомственной организации. Критерии эффективности расходования финансовых средств. Сложности определения состава нарушения для случаев неэффективного расходования.
- Контроль соблюдения условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях. Критерии обеспеченности штатом, материального обеспечения, специального и технического оснащения.
- Контроль организации питания обучающихся, воспитанников.
- Контроль обеспечения прав детей на отдых и оздоровление в подведомственных организациях.
- Контроль соблюдения условий для организации воспитательно-образовательной деятельности.
- Контроль организация приносящей доход деятельности подведомственных организаций.
- Контроль соблюдения условий по охране здоровья обучающихся, воспитанников.
- Контроль работы с жалобами и обращениями граждан.