Инвентаризация на протяжении многих лет остается основным способом проверки соответствия данных бухгалтерского учета фактическому состоянию нефинансовых активов и расчетов с контрагентами. C 2024 года старый порядок инвентаризации не действителен – рекомендации согласно Приказа Минфина № 49 от 13.06.1995 заменены на обязательные требования СГС «Учетная политика. Необходимо разобраться с обновленными правилами и адаптировать учетную политику учреждения.
Корректное проведение инвентаризации включает в себя широкий перечень отдельных процедур и операций, требующих понимания актуальных требований. Дополнительную сложность в инвентаризацию вносит применение электронных форм актов и описей. Порядок проведения годовой инвентаризации, с учетом всех перечисленных особенностей и документального оформления на практических примерах будет рассмотрен в рамках данного семинара.
Структура семинара:
- Порядок проведения инвентаризации. Нормативное регулирование и учетная политика.
- Обзор НПА, регулирующих проведение инвентаризации в 2025 году. СГС «Учетная политика» и его применение учреждением. Обязательная инвентаризация и списание НФА.
- Внутренние документы учреждения, регулирующие проведение инвентаризации. Обзор возможностей учреждения и готовых решений (образцов) по проведению инвентаризации.
- Новый порядок создания инвентаризационной комиссии. Полномочия комиссии.
- Особенности проведения инвентаризации. Инвентаризация при централизованном учете. Определение базовых параметров инвентаризации. Электронный документооборот.
- Инвентаризация нефинансовых активов. Списание активов. Учет расчетов по ущербу.
- Порядок и алгоритм инвентаризации НФА. Признаки актива. Признаки обесценения.
- Списание НФА по различным основаниям. Процедуры и документооборот.
- Выявление недостач и начисление ущерба. Определение и возмещение ущерба.
- Порядок выявления признаков обесценения активов. Особенности документального оформления обесценения. Отражение результатов в учете и отчетности.
- Инвентаризация расчетов с контрагентами. Управление задолженностью.
- Порядок сверки расчетов с контрагентами. Сверка расчетов с ФНС в 2025 г.
- Управление задолженностью. Оценка качества задолженности. Выявление признаков сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Списание кредиторской задолженности.
- Документальное оформление списания дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с требованиями электронного документооборота.
- Оформление результатов инвентаризации с учетом требований ЭДО.
- Новые формы документов для инвентаризации. Особенности первой инвентаризации с применением электронных форм. Организационные и иные сложности инвентаризации с ЭДО. Изменения с 2026 года: 6 новых инвентаризационных описей и новый акт сверки расчетов.
- Порядок применения электронных Актов: Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463) и Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836).
- Применение электронных описей в централизованной бухгалтерии.
- Особенности завершения инвентаризационных процедур после 1 января 2026 года. События после отчетной даты. Формирование резервов на 31.12.2025 г. Оценка качества процедур и результатов инвентаризации. Подтверждение достоверности отчетности.
Семинар будет полезен главным бухгалтерам и бухгалтерам всех типов учреждений (бюджетных, автономных, казенных), органов власти.