С чего начинается разработка любого проекта? Правильно с подбора специалистов, которые будут над ним работать. В других статьях был описан рынок благоустройства, материалы, особенности аудит и экономический акцент локализации (уменьшение «зеленого следа») при реализации работ. Текущая тема, затронет особенности образования в ландшафтной отрасли, проблематику и наше видение перспектив.
Это важно как для государственных организаций, в штате которых находятся данные специалисты, так и для предпринимателей, пришедших в наш рынок. Вначале мы попробуем разобраться из чего состоит отрасль, кто и для чего и почему получает образование. На примере моей карьеры и образования разберем текущую проблематику, так что эта статья, частично расширит мое резюме, живыми примерами, ну и в финале я предложу решение проблемных моментов, для реализации которых уже сформирован коллектив специалистов. Естественно, как и все статьи, этот материал синхронизуется с нацпроектами и задачами для развития России, в частности одна из основных целей это возрождение качественного средне-специального образования.
Для чего идут учиться на «ландшафтного дизайнера»? Я, например из-за любви к растениям и живописи, которые у меня были сформированы в детстве. В тот момент мне сложно было увидеть в себе аналитический склад ума, с интересом в изучении развития общественных пространств.
Из чего состоит благоустройство.
Первое это озеленение садов. Тут максимально важна визуализация и персональные бренд, личные эмоции и связь между автором и заказчиком, аналогичная той, что присутствует в дизайне интерьере (поэтому так часто два дизайнера работают в команде или, что увы чаще, дизайнер интерьере занимается озеленением сада). Кстати, у нас в образовании нет базового курса по дизайну интерьера и архитектуре (за исключением истории искусств, когда стилистка дворцов была едином стиле благоустройством прилегающей территории. При этом при разработке сада, мы должны учитывать «видовые зоны» из дома.
Второе это озеленение интерьеров, флористика, украшение свадеб и торжеств. В основном работа с интерьером и тожественными событиями. Да у меня много однокурсниц, получали высшее образование ради работы с только цветами на праздниках.
Третье и самое важное, это городское благоустройство. Акцент идет на работу с различными группами населения, по возрасту, ритму жизни, хобби. Мы проектируем общественные пространства в условиях плотной застройки, где необходимо учитывать климат, тень от домов, состав почвы, восприятия растений человеком.
Взаимодействие благоустройства и населения, стали называть урбанистикой, на основе международного опыта. Отдельно появилось направление в области разработки малых архитектурных форум, на базе художественных ВУЗов и учебных заведений с акцентом на дизайн, это направление обрело название дизайн среды. Для меня с гуманитарным складом ума, хорошо понимающего особенности озеленение и психологии, самым сложным, были инженерные дисциплины на основе геодезии, касаемые геопластике с перемещением земельных масс: это направление стремятся выделить как инженерные работы. Сейчас для этих работ включая визуализацию существуют отдельные специалисты и компании, привлекаемые для каждого проекта самостоятельно.
Новое направление, это благоустройство с точки зрения экономической целесообразности. Оно касается как обновление структуры рынка образования и синхронизация его с кадровыми агентствами, включая проекту по развитию Малого и Среднего Предпринимательства, так и классического экономического развития города. Влияния благоустройства на привлекательность города для жизни, туристов и бизнеса.
В последние годы, на рынке появился спрос на менеджеров по работе с проектными бюро, фактически это узкопрофильные специалисты, продающие через своих коллег (проектировщиков) оборудование или материалы, того или иного производителя. Я несколько раз в своей карьере выступал в данной роли, вплоть до организации профильной конференции в Крыму.
При этом 85% рынка городского благоустройства и озеленения занимают проектные бюро с архитектурным образованием, без знаний ассортимента растений и основ садово-паркового и ландшафтного строительства. Что влияет на дальнейшие сметы при обслуживании и уходе за реализованными проектами.
Варианты рационального развития образование в ландшафтной отрасли.
Давайте начнем со школьного образования. Главная проблема отрасли — это внутренний вакуум, отвергающий современные тенденции и новые институты развития. Как я писал ранее благоустройство делится на две части, это творчество с природой, и масштабом и чисто техническая инженерия. Одна из важнейших проблем городского озеленения, это гибель растений и газонов, которую может предотвратить (и предотвращает) система автоматического полива, те чисто техническое решение. Главное в данной системе — это программное обеспечение и оборудование, которое им управляет.
Сейчас в России разработкой технических и технологических решений для государства занимаются начиная со школы, формирую «кружковое движение» технических специалистов, но растения в нем представлены в лучшем случае гидропоникой с выращиванием микрозелени и овощей с подсветкой в домашних условиях. Проект умный город с интеграцией, это интеграция именно технических решений с инженерными изобретениями.
Диплом профильного федерального ВУЗа, иногда дает вхождение в семью, многотысячной армии выпускников, но основные практические знания, получают именно в колледже. Там, где учился я была репутация главного и старейшего учебного заведения в области городского благоустройства в России, была приоритетной. Нам читали лекции как свои преподаватели, так и приглашенные из других федеральных ВУЗов. Фактически это была школа-пансион, где при всей жесткости дисциплины, наше обучение проходило в дружеской и творческой атмосфере, а важнейшие для меня лекции по садово-парковому и ландшафтному строительству, смешивались с легкими занятиями по флористике, с которой связали жизни часть моих сокурсниц. Нас учили с удовольствием и азартом, формируя личностей готовых к изменениям и развитию, мы занимались наукой и на практике изучали собственные оранжереи. Практика была в собственном учебном хозяйстве, а старшие курсы помогали младшим, и эта помощь продолжается, как и дружба, уже более двадцати лет.
На данный момент колледж ландшафтного дизайна №18 ликвидирован. Возможно наше учебное заведение, пусть в новых стенах, но именно как часть государственного образования с интеграцией в современную стратегию развития городов. Ведь именно знания, которые я получил и выучил за три года в колледже, мне, как и моим коллегам дали возможность к развитию и реализации в ландшафтной отрасли.
Высшее учебное заведение. Это вечернее отделение или сокращенная форма, фактически переквалификация уже готовых специалистов или повышение квалификации выпускников со средне-специальным образованием. Здесь выше внутренняя мотивация и знания становятся важнее оценок, это информация, которую студенты стремятся перепродать работодателю, т.к., достаточно часто это обучение является платным. Аналогично работают частные ВУЗы, в которых студенты особенно последних курсов, требуют знания, для успешного прохождения собеседования ил сохранения работы, после стажировки на практике. В одной из компаний, где я работал, брали преимущественно студентов учебного заведения, где учились основатели компании, знающие уровень подготовки в альма-матер.
При этом репутация учебного заведения, иногда и транслируется на его курсы переподготовки, качество которых на рынке ценится выше аналогичного высшего образования, особенно если благоустройство добавлено без привлечения специалистов из профильных ВУЗов, компаний и РАН.
Полноценное образование после школы, дневное отделение. Их большинство и многие пришли случайно (после колледжа наши «случайные» продолжили обучение в других видах деятельности). Нас слишком много. Слишком много человек претендует на право установить скамейку, посадить дерево и оформить световой дизайн код города. Являясь представителем «ботанической» группы, моя позиция, что вместо конкуренции брендов, учебные заведения могут объединиться, проводя открытые уроки и лекции с целью усилить знания своих студентов. Но мы сразу делим благоустройство для города и для частных садов. Во главе всегда стоит анализ и экономика. Точки симбиоза между специалистами из озеленения и архитектуры. Да наш рынок устал и против тех, для кого цветочки это легко. Узкая специализация важна, но, если процесс можно автоматизировать, он будет автоматизирован. Главная цель благоустройства, это экономика. Именно поэтому основным центром развития городского благоустройства и озеленения, может стать один из ведущих экономических ВУЗов при поддержке сообщества ботанических садов, бизнеса, которому нужны качественные специалисты и населения, для которого мы проектируем и реализуем общественные пространства.